3 февраля в школе №40 г. Твери прошел открытый урок в рамках пилотного проекта «Экошкола: разделяя – сохраняй». На встречу к ребятам пришли организаторы проекта – представители Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области, регионального оператора ООО «Тверьспецавтохозяйство», Тверского Завода Вторичных Полимеров и завода «РжевМаш».
— Сегодня перед каждым из нас остро стоит вопрос изменения своего отношения к отходам, – подчеркнула консультант отдела правового обеспечения и организационно-кадровой работы Минприроды Тверской области Елена Соколова. – Просветительская работа должна охватывать все возрасты. В настоящий момент в Тверской области проводится ряд мероприятий по информированию населения. Один из них – проект «Экошкола: разделяя – сохраняй». Ребята узнают, что такое отходы, как их нужно разделять, что происходит с вторсырьем. Применив на практике свои знания, они смогут донести информацию и до родителей.
В рамках образовательного пилотного проекта в шести школах Твери – 40, 20, 29, 36, 51 и образовательном центре «Брусилово» – на площадках установлены контейнеры двух цветов, внутри зданий – трехсекционные урны для сбора смешанных отходов, вторсырья и пластика, колбы для сбора батареек и «Добрых крышечек», размещены информационные плакаты и листовки. Также проводятся экскурсии на ТЗВП и экоуроки «Разделяй с нами».
— Проект Экошкола очень важен, – сказала директор школы №40 Ирина Гулина. – Загрязнение окружающей среды, к сожалению, идет полномасштабно. Необходимо применять кардинальные меры. Я считаю, нужно прививать навыки сортировки как можно раньше. Моей внучке 4 года, но она уже знает, что нужно в разные пакеты собирать бутылки и фантики. Наша школа участвует во многих проектах. 4-й год мы собираем батарейки. Очень рады, что нас включили в новый проект.
Вячеслав Замятин, коммерческий директор завода «РжевМаш», уверен:
— Формирование культуры обращения с отходами у населения через детей работает эффективно. Дети более отзывчивы, понимая смысл новых правил, они с желанием поддерживают их. Многие придут домой и расскажут об этом родителям. Это очень важно сейчас, так как в Тверской области начинается переход на раздельный сбор. Он будет результативнее, если одновременно проводить разъяснительную работу.
Про переход на дуальную систему рассказал генеральный директор ООО «Тверьспецавтохозяйство» Вячеслав Басов:
– Новая схема предполагает разделение твердых коммунальных отходов на две части – вторсырье (сухие незагрязненные отходы – пластик, алюминий, бумага, стекло) и смешанные отходы («мокрый» мусор, загрязненный органикой и не перерабатываемый). На контейнерных площадках Твери устанавливаются емкости двух цветов – синего (для вторсырья) и зеленого.
Представители ООО «Тверьспецавтохозяйство» и Тверского Завода Вторичных Полимеров провели урок, на котором ребята познакомились с новым проектом, узнали многое о вреде, который наносят природе свалки, о возможностях уменьшения мусора, о реформе, проводимой в стране, о переработке. В презентации урока использованы работы школьников и студентов – победителей конкурса «Одноразовая планета». И на первом слайде – плакат ученицы 40-й школы Алисы Лебедевой. Алису пригласили на сцену, и слушатели приветствовали ее аплодисментами.
Ребята также познакомились с инициатором акции «Спаси ежика» Алексеем Задонским. Благодаря его деятельности, в школах Твери уже давно собираются батарейки, после чего направляются на переработку. Вещества, которые наносили бы вред окружающей среде при разложении батарейки на свалке, извлекаются и используются в дальнейшем в производстве новой продукции.
Алексей Тулинов, куратор проекта «Добрые крышечки» в регионе, напомнил, что средства за собранное вторсырье завод-переработчик перечисляет на приобретение реабилитационных средств для больных детей, воспитывающихся в приемных семьях. – Вместе с вами мы сможем помочь большему количеству детей. Маленькой доброты не бывает. Маленькая крышечка помогает делать большое доброе дело, – сказал Алексей.
Ребята активно вели себя на уроке, с готовностью отвечали на вопросы и в большом количестве задавали свои.
— Если мы будем разделять отходы в разные ведра и разные контейнеры, то сортировщикам и переработчикам удобнее будет работать с сырьем, – пятиклассник Артемий Зубакин четко сформулировал смысл новых правил. – Есть мусор, который нельзя переработать. Нужно стараться сокращать его количество. Дома мы пока мало сортируем. Всей семьей собираем батарейки, и я приношу их в школу. Обязательно расскажу родителям о том, что нужно организовать дома два пакета для разных отходов.
Пилотный проект впоследствии будет распространен по другим учебным заведениям.